Спор о фресках Рублева закрыт

Спор о фресках Рублева закрыт

В настоящий момент иконостас в северной части собора восстановлен, и рублевские фрески увидеть уже нельзя

14
ПОДЕЛИТЕСЬ >>
Фото: ЗебраТВ

Росписи кисти Андрея Рублева за иконостасом Успенского собора останутся скрытыми от глаз посетителей храма. Такое решение принято научно-методическим советом по культурному наследию при Минкультуры России.

Напомним, весной, когда во время реставрационных работ в соборе специалисты «Владимирреставрации» раскрыли фрески, находившиеся за иконостасом, появилась идея оставить для обозрения эти редчайшие работы Рублева.

Дело в том, что монументальная живопись выдающегося художника наиболее полно по качеству и количеству сохранилась именно у нас, хотя он расписывал еще Благовещенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря и Успенский собор «на городке» в Звенигороде. В Кремле и Троице-Сергиевой лавре рублевские росписи были утрачены. В Звенигороде и Спасо-Андрониковом монастыре сохранились лишь небольшие фрагменты.

Поэтому по-настоящему получить представление о фресковой живописи Рублева можно только во Владимире.

Во время реставрационных работ стало очевидно: за 40 лет, прошедших с последней реставрации, в алтарной части храма росписи сохранились лучше, чем в центральной.

Специалисты Минкульта объясняют это тем, что иконостас взял на себя часть свечной копоти и пыли. Поэтому, несмотря на то, что Владимиро-Суздальский музей-заповедник и департамент культуры администрации области выступали за изменение конфигурации иконостаса ради того, чтобы посетители Успенского собора могли видеть уникальные работы Рублева, Минкульт все же принял решение оставить все как есть.

Часть фресок Рублева будет по-прежнему закрыта иконостасом. «Данная мера является оптимальным решением в пользу дальнейшей сохранности древней живописи», — заявили в Министерстве культуры.

В настоящий момент иконостас в северной части собора восстановлен, и рублевские фрески увидеть уже нельзя. Сейчас реставраторы приступили к работам в южной части храма. Там за иконостасом открыта живопись ХII века работы мастеров князя Всеволода Большое Гнездо.

Из рублевского наследия, недоступного взору рядового обывателя, в процессе реставрации откроется еще один фрагмент — медальон с изображением святого Зосимы в центральном нефе, сообщили во «Владимирреставрации».